В очередной раз мы убедились, как уязвим человек перед силой природы.
Не землетрясение, не цунами, а несколько дней интенсивного снегопада, и привычный ритм жизни нарушен. В часы пик городской транспорт захлебывается от потока пассажиров, на междугородных трассах - многокилометровые пробки, к магазинам с перебоями подвозят товар.
Привычными стали картинки выталкиваемых людьми машин из сугробов и пешеходов, проваливающихся в снег по колено.
Выбираемся из снежного плена
Буксовать, оказывается, тоже нужно уметь. Нынешняя зима наглядно доказала - наличие под капотом целого табуна "лошадей" вовсе не гарантирует, что они вынесут вас и самих себя даже из обычной снежной каши, не говоря уже про непролазные сугробы. Владение навыками езды по снежной целине вдруг оказалось востребованным не только владельцами джипов и жителями 101-го километра, но и горожанами. Обычно автомобиль застревает в снежном сугробе или в момент, когда вы куда-то опаздываете, или когда до ближайшего населенного пункта километров 50 и уже темнеет. А ночевка на природе в ваши планы не вписывается совершенно. И в том, и в другом случае освободиться из снежного плена хочется побыстрее.
ПРАВИЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Лучший способ избежать задержек из-за снежных заносов - не попадать в них. Буквально. Коль на улице метель, спланируйте свой маршрут таким образом, чтобы большая часть его проходила по дорогам с оживленным движением, где вероятность возникновения непролазных сугробов - минимальная. Если ваш путь все же преградил снежный занос на известной вам дороге, крепче сожмите руль и постарайтесь миновать сугроб на скорости. На незнакомой трассе место прорыва лучше разведать, чтобы не напороться на яму или камень. При прохождении снежных преград очень важно не притормаживать, не увеличивать обороты двигателя.
ПО ПОРОГИ В СНЕЖНОЙ КАШЕ
Коль взять наскоком сугроб не получилось и вы застряли, есть шанс, что вам удастся выбраться методом "раскачки". Для этого чередуйте подачу газа и выключение сцепления. Машина при этом как бы начинает раскачиваться взад-вперед: вперед - даете немного газу, уперлись в снежный барьер - нажали на сцепление и откатились назад. При правильной раскачке амплитуда движения автомобиля с каждым разом будет все больше, и в конце концов он выскочит из сугроба. Если раскачка не помогает и автомобиль, не жгите понапрасну бензин и нервы. Успокойтесь, выйдите из автомобиля и трезво оцените, насколько серьезно вы засели. А уж потом решайте, каким образом будете освобождаться из снежного плена.
ТРОС, ДОМКРАТ ИЛИ ПЕСОК
Нередко причиной незапланированной остановки становится лед на дороге. Вы вроде и не застряли, а двинуться не можете - колеса шлифуют поверхность, а машина стоит. В такой ситуации проще всего посыпать лед песком, а еще лучше мелким гравием. Если его под рукой не оказалось, подложите под колеса доски или ветки. В крайнем случае можно воспользоваться даже резиновыми ковриками из салона.
Если машина сидит на "брюхе", то объем необходимых для ее вызволения работ возрастает многократно. Для начала нужно снять автомобиль с "мели", что без домкрата вряд ли удастся. В свою очередь, если снег рыхлый, то и самому домкрату понадобится дополнительная опора - доска под основание. После того как первое колесо поднято, подложите под него что-нибудь твердое и принимайтесь за следующее.
Зачастую в одиночку освободить автомобиль из снежного плена можно разве что с помощью лопаты. В крайнем случае придется хорошенько попотеть и пробить в снегу нечто вроде тоннеля, но чаще всего достаточно очистить пространство перед колесами, а "лошади" под капотом доделают все остальное. Главное, чтобы лопата была со стальным ножом. Пластиковая сгодится лишь для уборки снега у гаража.
Если вам повезло и тракторист дядя Вася готов практически задаром вызволить ваш автомобиль из снежного плена, используйте только брезентовый трос или плетеный синтетический канат длиной 4 - 6 метров. Будет короче - буксируемый автомобиль может въехать в зад тягачу, а длинный - неудобен при маневрировании. Но только не стальной трос. В отличие от синтетики и брезента стальные нити не амортизируют неизбежные при буксировке рывки. При попытке сдернуть засевший в снегу автомобиль стальным тросом последний чаще всего рвется, что опасно как для автомобиля, так и для находящихся поблизости людей. Категорически не советуем крепить буксирный конец за элементы подвески, рулевого управления и ходовой части автомобиля.
* * *
СОВЕТЫ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЯ:
Если застряли, старайтесь не глушить двигатель - не факт, что он запустится снова.
Буксировочный трос необходимо цеплять только за специальные проушины. В противном случае повреждения автомобиля неизбежны. При парковке на мягкий снег не тормозите - пусть под колесами останется четкий след протектора, снег слежится, и с него будет легче стартовать.
Трогаться со скользкой поверхности лучше со второй передачи. Поставьте на зиму узкие колеса, которые быстрее прорезают снег до жесткой основы.
Двигайтесь по колее только в том случае, если вы уверены, что машина не сядет "на брюхо".
Подложенный под колесо резиновый коврик может помочь выбраться из снежного плена.